В 1934 году для уличного освещения города было установлено 1708 фонарей суммарной максимальной мощностью 500 кВт при общей протяженности воздушной сети низкого напряжения – 150 км.
В 1950 году число установленных светильников города достигло величины 3000 штук общей мощностью до 1500 кВт.
Освещение набережной, 1952 г.
По планам благоустройства на центральных улицах города проводилась замена металлических решетчатых опор на металлические круглые. Опоры венчались красивыми литыми кронштейнами, на два светильника, низ опоры оформлялся литой чугунной тумбой. По некоторым улицам светильники подвешивались на растяжках по оси дороги, с люминесцентными лампами, например, по ул. Вольской, Чернышевской и др.
На Набережной Волги, в скверах ставились красивые литые чугунные опоры (торшеры) с венчающими светильниками.
В ТГЭС в числе первых городов РСФСР было внедрено телемеханическое управление сетями уличного освещения. Установка была разработана академией коммунального хозяйства РСФСР, в комплект которой входил пульт управления на 10 каскадов, установленный в помещении диспетчера сети и исполнительные пункты, которые устанавливались в головных ТП. Сигналы от пульта до исполнительных пунктов передавались по прямым телефонным парам ГТС, которых в начале было только несколько штук. Установка телеуправления позволяла включать и отключать сеть уличного освещения, создавать режим работы вечернего и ночного освещения, получать контрольный сигнал о включении всего каскада сети.
Светильники УО у центрального входа в театр им. Чернышевского
Обслуживание уличной сети (замена ламп, расположенных на деревянных опорах), выполнялось на когтях, на металлических,круглых опорах,– на лестницах.
Торшеры на бульваре им. Рахова, 1959 г.
Большим событием в работе отдела уличного освещения было появление в горсети первых телескопических автовышек, в усовершенствовании конструкции которых приняли участие сами водители. Нельзя не сказать о том, что первая конструкция автовышки требовала ручного труда бригады электромонтеров и водителя при складывании телескопа в транспортное и установки в вертикальное рабочее положение. Водитель автовышки Н.И. Журловпредложил (и показал на макете), как усовершенствовать конструкцию автовышки и с помощью имеющейся на ней лебедки и тросов механическим путем (без использования ручного труда бригады) укладывать в транспортное и поднимать в вертикальное положение телескоп автовышки. Это предложение было рассмотрено в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, принято и внедрено на практике по всей Российской Федерации.
Контроль за исправной работой сети уличного освещения в городе осуществлялся специально закрепленными за районами электромонтерами – обходчиками, которые к моменту включения наружного освещения вели осмотр работы осветительных ламп, включение каскадов и на планшетах отмечали негорящие лампы. При возможности связаться по телефону с диспетчером обходчики сообщали ему, какие каскады не включились (в местах, где не было телемеханики, а были часы или фотореле). Каждое утро они докладывали начальнику отдела и мастерам о всех недостатках, обнаруженных при осмотрах, а по планшеткам неработающие лампы заменялись новыми.
Кроме штатных обходчиков, следивших за состоянием работы осветительной сети, в городе были тысячи добровольных помощников.
В лице жителей города, которые сообщали о неработающих лампах, в местах их проживания или на улицах, по которым они ходят на работу.
Освещение центральной лестницы на набережной Космонавтов
На состояние освещения улиц областного центра всегда обращали внимание руководители города и области.
С начала 60-х годов в городе Саратове все больше внимания уделяется вопросам благоустройства, особенно бурное развитие и реконструкция сетей уличного освещения ведется в 70 – 80 годы.
За эти годы все районы города Саратова с привлечением средств и ресурсов промышленных предприятий заменили и установили на улицах города тысячи круглых металлических опор с современными консольными светильниками с ртутными и натриевыми лампами.
Освещение городского парка им. М. Горького, 1964 г.
Первые ртутные лампы в городе появились в районе авиационного завода, а в горсети на вновь построенном мосту через Волгу в 1965 году. Долгое время горожане Саратова ходили любоваться не только красавцем-мостом, но и необычным для всех освещением проезжей части моста. В этом уникальном сооружении мостостроения, только для нужд его освещения, в теле моста выполнены две трансформаторные подстанции с двумя трансформаторами в каждой. В конструкциях моста проложены высоковольтные и низковольтные кабели общей протяженностью порядка 15 км. Смонтированы сотни тройниковых муфт для запитки опор со светильниками. Управление освещением моста осуществляется с пульта дежурного диспетчера.
Освещение моста, 1967 г.
Персоналом отдела уличного освещения проделана громадная тяжелая и опасная работа по демонтажу многих сотен литых кронштейнов с существующих металлических опор для установки вместо них консольных для современных светильников.
В первые годы пуска по улицам города троллейбусных маршрутов низковольтные сети, питающие потребителей и сети уличного освещения, располагались на опорах контактной сети. Это «содружество» ежедневно вызывало аварии на воздушных низковольтных сетях в результате схода с контактной сети токосъемников (штанг) троллейбусов. Кроме обрывов проводов низковольтной сети много бед приносило попадание в сеть 0,4 кВ постоянного тока напряжением 600 Вольт. Это часто приводило к перегоранию у потребителей электросчетчиков, бытовых приборов и даже к пожарам. В сети уличного освещения повреждались лампы и арматура светильников. По этой причине с привлечением предприятий и своими силами персонал СПГЭС вел большую и многолетнюю работу по замене воздушных линий 0,4 кВ на кабельные на улицах с троллейбусным движением.
Руководству СПГЭС удавалось привлекать силы и средства многих заводов к строительству и реконструкции уличного освещения, от горплана добиваться выделения внелимитных капитальных вложений для этих целей.
До начала 70-х годов на сети уличного освещения использовалось около 20 типов светильников различной модификации с лампами накаливания мощностью от 100 до 500 Ватт.
К моменту выделения с 1 мая 1978 года района сетей в самостоятельное предприятие «Горсвет» в городе было установлено 24000 светильников, общая протяженность сети уличного освещения составляла 729 км, в том числе 100 км кабельной сети.