МиссияНовости

История уличного освещения Саратова (1934 – 1978)

История уличного освещения в г. Саратове неразрывно связана с историей развития городских электрических сетей. С мо­мента образования в 1934 году треста городских электрических сетей в его составе был создан отдел уличного освещения. Сеть уличного освещения выполнялась совмещенной с сетью 0,4 кВ для коммунально-бытовых потребителей, провода уличного освещения подвешивались на общих опорах. Нулевой провод для сети уличного освещения и бытовой сети был общим.

В 1934 году для уличного освещения города было установлено 1708 фонарей суммарной максимальной мощностью 500 кВт при об­щей протяженности воздушной сети низкого напряжения – 150 км.

В 1950 году число установленных светильников города достигло величины 3000 штук общей мощностью до 1500 кВт.

Освещение набережной, 1952 г.

По планам благоустройства на центральных улицах города проводилась замена металлических решетчатых опор на металлические круглые. Опоры венчались красивыми литыми кронштейнами, на два светильника, низ опоры оформлялся литой чугунной тумбой. По некоторым улицам светильники подвешивались на растяжках по оси дороги, с люминесцентными лампами, например, по ул. Вольской, Чер­нышевской и др.

На Набережной Волги, в скверах ставились красивые литые чу­гунные опоры (торшеры) с венчающими светильниками.

В ТГЭС в числе первых городов РСФСР было внедрено телеме­ханическое управление сетями уличного освещения. Установка была разработана академией коммунального хозяйства РСФСР, в комп­лект которой входил пульт управления на 10 каскадов, установлен­ный в помещении диспетчера сети и исполнительные пункты, кото­рые устанавливались в головных ТП. Сигналы от пуль­та до исполнительных пунктов передавались по прямым телефон­ным парам ГТС, которых в начале было только несколько штук. Ус­тановка телеуправления позволяла включать и отключать сеть уличного освещения, создавать режим работы вечернего и ночного освещения, получать контрольный сигнал о включении всего каскада сети.

Светильники УО у центрального входа в театр им. Чернышевского

Обслуживание уличной сети (замена ламп, расположенных на деревянных опорах), выполнялось на когтях, на металлических,круглых опорах,– на лестницах.

Торшеры на бульваре им. Рахова, 1959 г.

Большим событием в работе отдела уличного освещения было появление в горсети первых телескопических автовышек, в усовершенствовании конструкции которых приняли участие сами водители. Нельзя не сказать о том, что первая конструкция автовышки требовала ручного труда бригады электромонтеров и водителя при складывании телескопа в транспортное и установки в вертикальное рабочее положение. Водитель автовышки Н.И. Журловпредложил (и показал на макете), как усовершенствовать конструкцию автовышки и с помощью имеющейся на ней лебедки и тросов меха­ническим путем (без использования ручного труда бригады) укла­дывать в транспортное и поднимать в вертикальное положение теле­скоп автовышки. Это предложение было рассмотрено в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, при­нято и внедрено на практике по всей Российской Федерации.

Контроль за исправной работой сети уличного освещения в горо­де осуществлялся специально закрепленными за районами электромонтерами – обходчиками, которые к моменту включения наружного освещения вели осмотр работы осветительных ламп, включение каскадов и на планшетах отме­чали негорящие лампы. При воз­можности связаться по телефо­ну с диспетчером обходчики со­общали ему, какие каскады не включились (в местах, где не было телемеханики, а были часы или фотореле). Каждое утро они докладывали начальнику отдела и мастерам о всех недостатках, обнаруженных при осмотрах, а по планшеткам неработающие лампы заменялись новыми.

Кроме штатных обходчиков, следивших за состоянием рабо­ты осветительной сети, в городе были ты­сячи добровольных помощников.

В лице жителей города, которые сообщали о неработающих лампах, в местах их проживания или на улицах, по которым они ходят на работу.

Освещение центральной лестницы на набережной Космонавтов

На состояние освещения улиц областного центра всегда обращали внимание руководители города и области.

С начала 60-х годов в городе Саратове все больше внимания уде­ляется вопросам благоустройства, особенно бурное развитие и ре­конструкция сетей уличного освещения ведется в 70 – 80 годы.

За эти годы все районы города Саратова с привлечением средств и ресурсов промышленных предприятий заменили и установили на улицах города тысячи круглых металлических опор с современными консольными светильниками с ртутными и натриевыми лампами.

Освещение городского парка им. М. Горького, 1964 г.

Первые ртутные лампы в городе появились в районе авиационно­го завода, а в горсети на вновь построенном мосту через Волгу в 1965 году. Долгое время горожане Саратова ходили любоваться не только красавцем-мостом, но и необычным для всех освещением про­езжей части моста. В этом уникальном сооружении мостостроения, только для нужд его освещения, в теле моста выполнены две транс­форматорные подстанции с двумя трансформаторами в каждой. В конструкциях моста проложены высоковольтные и низковольтные кабели общей протяженностью порядка 15 км. Смонтированы сотни тройниковых муфт для запитки опор со светильниками. Управле­ние освещением моста осуществляется с пульта дежурного диспетчера.

Освещение моста, 1967 г.

Персоналом отдела уличного освещения проделана громадная тя­желая и опасная работа по демонтажу многих сотен литых кронш­тейнов с существующих металлических опор для установки вместо них консольных для современных светильников.

В первые годы пуска по улицам города троллейбусных маршрутов низковольтные сети, питающие потребителей и сети уличного осве­щения, располагались на опорах контактной сети. Это «содружество» ежедневно вызывало аварии на воздушных низковольтных сетях в результате схода с контактной сети токосъемников (штанг) трол­лейбусов. Кроме обрывов проводов низковольтной сети много бед приносило попадание в сеть 0,4 кВ постоянного тока напряжением 600 Вольт. Это часто приводило к перегоранию у потребителей элек­тросчетчиков, бытовых приборов и даже к пожарам. В сети улично­го освещения повреждались лампы и арматура светильников. По этой при­чине с привлечением предприятий и своими силами персонал СПГЭС вел большую и многолетнюю работу по замене воздушных линий 0,4 кВ на кабельные на улицах с троллейбусным движением.

Руководству СПГЭС удавалось привлекать силы и средства многих заводов к строи­тельству и реконструкции уличного освещения, от горплана доби­ваться выделения внелимитных капитальных вложений для этих целей.

До начала 70-х годов на сети уличного освещения использовалось около 20 типов светильников различной модификации с лампами накаливания мощ­ностью от 100 до 500 Ватт.

К моменту выделения с 1 мая 1978 года района сетей в самостоятельное предприятие «Горсвет» в городе было установлено 24000 светильни­ков, общая протяженность сети уличного освещения составляла 729 км, в том числе 100 км кабельной сети.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть